Регистрация ОПО

Разберем, что такое регистрация ОПО. Для чего она нужна и каков результат этой услуги.


Тимур Ахметов

Эксперт по промышленной безопасности

Что такое регистрация ОПО?

  • Регистрация опасного производственного объекта (сокращенно "регистрация ОПО") — это процедура присвоения опасному производственному объекту класса опасности и уникального номера в реестре опасных производственных объектов.

    Результатом регистрации ОПО является свидетельство о регистрации, которое содержит уникальный номер объекта и его класс опасности.


Результат регистрации ОПО

  • Результатом регистрации опасного производственного объекта является свидетельство о регистрации.

    Свидетельство о государственной регистрации опасного производственного объекта — документ, отражающий факт публикации опасного объекта в государственном реестре Ростехнадзора. Ниже мы разберем содержание свидетельства.


образец свидетельства о регистрации ОПО
  • Свидетельство о регистрации содержит наименование опасного производственного объекта, его регистрационный номер, класс опасности каждого объекта на предприятии и номер свидетельства.
    Важно: если на предприятии несколько опасных производственных объектов, то в свидетельство заносится информация о каждом опасном производственном объекте на единой физической площадке (по единому адресу расположения объекта). Однако, каждое из них подлежит идентификации и регистрации.
    С 2023 года свидетельство о регистрации выдается в электронном формате.


обратная сторона свидетельства (в нем указываются все опасные производственные объекты предприятия - если ОПО несколько)

Сроки регистрации ОПО

Согласно Приказу Ростехнадзора №471 установлены следующие сроки:
В течение 10 дней с момента начала эксплуатации опасного производственного объекта владельцу ОПО необходимо собрать документы и подать их в Ростехнадзор.

Сама регистрация опасного производственного объекта занимает до 20 рабочих дней с момента подачи документов в Ведомство.

Сроки рассмотрения документации при регистрации ОПО

  • Ростехнадзор рассматривает заявление о регистрации ОПО в течение 20 рабочих дней с момента его подачи. При подаче через портал госуслуг срок составляет 5 рабочих дней, если объект находится на территории одного субъекта и обладает определенными признаками.

Этапы регистрации ОПО


  • Этап 1: идентификация опасного производственного объекта


    Перед регистрацией опасного производственного объекта (ОПО) необходимо убедиться, что он (объект) обладает признаками опасности, установленными Приложением 1-2 к Федеральному Закону №116.
    Для этого необходимо провести процедуру идентификации опасного производственного объекта.
    В рамках идентификации эксперты изучают проектную документацию и сопоставляют признаки опасности объекта с установленными 116-ФЗ (Приложением 1 и 2) признаками опасности.
    В результате процесса идентификации экспертами оформляются сведения, характеризующие опасный производственный объект, которые в дальнейшем сдаются в Ростехнадзор вместе с документами на регистрацию объекта.
    Подробнее об идентификации ОПО вы можете прочитать в другой статье нашего сайта.

    Этап 2: сбор документов, необходимых для регистрации ОПО

    После идентификации опасного производственного объекта (ОПО) и заполнения сведений характеризующих ОПО – необходимо подготовить всю документацию, необходимую для регистрации опасного производственного объекта.
    Для технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, необходимы:
    • паспорта на технические устройства;
    • эксплуатационная документация (например, чертежи оборудования);
    • сертификат ТР ТС (о соответствии технического устройства Техническому Регламенту Таможенного Союза). При отсутствии сертификата ТР ТС - необходимо положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на устройство;
    • удостоверение о качестве монтажа для сосудов, работающих под давлением (удостоверение о качестве монтажа – документ, подтверждающий качество работ по монтажу технического устройства);
    • акт приемки и ввода технического устройства в эксплуатацию;

    Для всего опасного производственного объекта регламент регистрации ОПО требует предоставить:
    • заявление от эксплуатирующей организации на регистрацию опасного производственного объекта;
    • сведения, характеризующие ОПО (составляются по результатам идентификации опасного производственного объекта);
    • документы на право собственности опасного производственного объекта (например, договора купли-продажи или договор аренды).
    • описание технологического процесса использования опасного производственного объекта в хозяйственной деятельности предприятия (например, в процессе производства);
    • раздел «Технологические решения» в проектной документации на опасный производственный объект (проектная документация на капитальное строительство опасного производственного объекта или реконструкцию);
    • уставные и иные документы юридического лица или ИП (устав, свидетельство ОГРН и тд).

    Этап 3: подача документов и получение свидетельства

    После идентификации ОПО регламент регистрации ОПО требует от владельца объекта подать все документы в территориальное отделение Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП).
    Чтобы зарегистрировать опасный производственный объект необходимо:
    1. обратиться в территориальный орган Ростехнадзора;
    2. внимательно заполнить заявление;
    3. приложить паспорта на технические устройства и иную документацию;
    4. приложить сведения, характеризующие ОПО и документацию, подтверждающую правдивость данных (в первую очередь раздел «Технологические решения» проектной документации капитального строительства/ реконструкции).
    Параллельно с регистрацией ОПО происходит постановка технических устройств на учет в Ростехнадзоре. Обязательно ставятся на учет технические устройства, перечисленные в Приказе Ростехнадзора № 461 и 536. Остальные технические устройства, не подлежащие постановке на учет, но использующиеся на опасном производственном объекте - просто вносятся в сведения, характеризующие ОПО.
    Далее в течение 30 дней Ростехнадзор выдаст свидетельство о регистрации.
    Результатом регистрации является свидетельство о присвоении класса опасности (свидетельство о регистрации опасного производственного объекта) с индивидуальным номером-идентификатором.

Какие дальнейшие шаги после регистрации ОПО?


  • Регистрация опасного производственного объекта - лишь первый шаг для его узаконивания. После получения свидетельства о регистрации ОПО - необходимо в зависимости от класса опасности:
    • застраховать опасный производственный объект в страховой компании (все классы опасности);
    • заключить договор с аварийно-спасательным формированием (все классы опасности);
    • назначить ответственного за производственный контроль (все предприятия, где эксплуатируются ОПО) или организовать службу производственного контроля (для предприятий свыше 500 сотрудников в штате);
    • аттестовать генерального директора и минимум 3-х сотрудников в Ростехнадзоре по промышленной безопасности (категория А1 + соответствующая категория в зависимости от вида ОПО);
    • разработать положение о производственном контроле (все классы опасности);
    • разработать положение о расследовании аварий и инцидентов на ОПО (все классы опасности);
    • разработать план мероприятий по локализации и ликвидации аварий (1-3 класс опасности);
    • разработать декларацию промышленной безопасности и провести на нее экспертизу (1-2 класс опасности);
    • получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (1-3 класс опасности);
    • внедрить систему управления промышленной безопасностью (1-2 класс опасности);
    • организовать производственный контроль, а также регулярное проведение технических освидетельствований, экспертиз промышленной безопасности на оборудование (технических устройств) и зданий/сооружений на ОПО (все классы опасности);
    Полный перечень требований вы можете прочитать в нашей статье.


Какие нужны исходные данные для проведения работ по регистрации ОПО?

Куда подается документация?

    • Документы подаются в территориальное управление Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица (или ИП). Это можно сделать:
    • Непосредственно по принципу "одного окна".
    • Почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
    • Через портал госуслуг в форме электронного документа.
    • Документы необходимо подать не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации ОПО. Регистрация ОПО в государственном реестре бесплатна.

Отказ от внесения изменений (причины)

  • Ростехнадзор может отказать в регистрации, если:
    • У представителя заявителя нет паспорта или доверенности.
    • Документы не поддаются прочтению.
    • Отсутствует подтверждение действительности электронной подписи.
    • Нет описи документов.
    • Документы фактически не соответствуют описи.
    • Документы поданы не в регистрирующий орган по принадлежности.
    • Не все документы предоставлены (например, отсутствует раздел Технологические решения проектной документации).

Краткий ролик

Ответы на популярные вопросы: